Сегодня 11 декабря 2019
Погода в Оренбурге:
Вопрос эксперту
Марсакова Елена Владимировна
Начальник отдела по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Оренбурга
Задать вопрос




Система Orphus

 

   




Концепция развития рекламно-информационного пространства муниципального образования "город Оренбург" на период 2016-2020 гг


Общие положения

Концепция развития рекламно-информационного пространства муниципального образования «город Оренбург» на период 2016-2020 гг. (далее – Концепция), направлена на создание единого подхода к регулированию отношений в сфере размещения социальной, коммерческой наружной рекламы и значимой городской информации на территории муниципального образования «город Оренбург».

Концепция устанавливает цели и задачи развития рекламно-информационного пространства в общей политике социально-экономического развития муниципального образования «город Оренбург» и определяет основные направления, сроки и этапы, приоритетные и эффективные механизмы регулирования рынка наружной рекламы и городской информации.

1. Нормативно-правовые основания разработки Концепции

Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, со статьями 2, 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом Российской Федерации от 13.03.2006 №38-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О рекламе» (с изм. и доп. вступ. в силу с 06.08.2014), статьей 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с ГОСТом Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» (в ред. изменения №1, утв. в июне 2005 г., изменения №2, утв. в марте 2009 г.), со статьями 35, 53 Устава муниципального образования «город Оренбург», Законом Оренбургской области от 03 июля 2013 года №1678/503-V-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов российской федерации, расположенных на территории оренбургской области (в ред. Законов Оренбургской области от 08.05.2015 №3220/862-V-ОЗ (ред. 24.08.2015), от 03.07.2015 №3295/895-V-ОЗ), Законом Оренбургской области от 01.10.2003 №489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области», Решением Оренбургского городского Совета от 19 июня 2012 года №437 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Оренбурга» (в ред. №471 от 18.09.2012, №558 от 25.12.2012, №471 от 18.09.2012, №558 от 25.12.2012, №640 от 11.06.2013), Решением Оренбургского городского Совета от 25.12.2012 №557 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Оренбург» (в ред. Решений Оренбургского городского Совета от 04.03.2014 №783, от 24.12.2014 N 941, от 16.06.2015 №1064), Постановлением администрации города Оренбурга от 21 сентября 2012г. №2355-п «Об утверждении муниципальной программы «Сохранение, использование и популяризация памятников монументальной скульптуры и объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в муниципальной собственности города Оренбурга» на 2013 – 2017 годы, Постановлением администрации города Оренбурга от 17 октября 2012 года №2676-п «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку рекламной конструкции на территории города Оренбурга» и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и муниципального образования «город Оренбург», устанавливающими требования, предъявляемые к наружной рекламе и установке рекламных и информационных конструкций.

2. Основные понятия, используемые в Концепции

Архитектурно-художественная концепция внешнего облика улиц, магистралей и территорий муниципального образования «город Оренбург» (далее – Архитектурно-художественная концепция (АХК)) – утвержденный документ, содержащий требования к типам размещаемых информационных конструкций (вывесок), их габаритам (длине, ширине, высоте и т.д.), колористическому решению, используемому на них шрифту, а также месту размещения вывесок на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений. АХК включают графические материалы, в том числе схемы и чертежи, а также подлежит обязательному применению.

Городской случай (ГС) – случай связанный с невозможностью установки и эксплуатации рекламных конструкций, возникший по объективным обстоятельствам, не зависящим от сторон договора на право установки и эксплуатации рекламных конструкций на имуществе города Оренбурга, делающий невозможным осуществление эксплуатации рекламной конструкции на рекламном месте, определенном договором. Решение о возможности или невозможности (отказе) локального переноса принимается согласно утвержденного регламента рассмотрения «городского случая».

Регламент предоставления услуги «Согласование дизайн-проекта размещения информационной конструкции (вывески)» – регламент устанавливающий состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению услуг, осуществляемых по запросу (заявлению) юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо их уполномоченных представителей.

Регламент рассмотрения городского случая - регламент устанавливающий состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений в части наступления городского случая.

Рекламно-информационное пространство города (РИПГ) – один из системообразующих элементов городской среды, объединяющий в себе рекламно-информационные ресурсы и рекламно-информационную инфраструктуру. Структурными элементами РИПГ являются: средства и технологии рекламно-информационного воздействия; совокупность всей рекламной информации, включая городскую социально значимую рекламу; рекламно-информационная инфраструктура города, как комплекс объектов рекламных и информационных конструкций.

Система управления рекламно-информационным пространством города (СУРИП) – это совокупность нормативно-правовых, административных, методических и информационно-технических средств регулирования и контроля рекламно-информационного пространства в целях обеспечения его сбалансированного развития с учетом законных прав и интересов граждан, организаций, органов государственной и муниципальной власти.

Транзитная реклама или реклама на городском пассажирском транспорте – это текстовая, графическая, либо иная визуальная информация рекламного характера, которая размещается внутри или снаружи транспортных средств, а также на специальных стационарных или временных конструкциях, расположенных на объектах транспортной инфраструктуры и прилегающих к ним территориях.

Информационная конструкция (ИК) – объект, выполняющий функцию информирования населения города Оренбурга и соответствующий требованиям, установленным Правилами размещения и содержания информационных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург». К основным видам информационных конструкций относятся: 1) указатели (за исключением технических средств организации дорожного движения) наименований улиц, площадей, проездов, переулков, проектируемых (номерных) проездов, проспектов, шоссе, набережных, скверов, тупиков, бульваров, просек, аллей, линий, мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей, а также километровых участков автодорог (в том числе кольцевых) и трасс федерального значения, указатели номеров домов; 2) указатели территориального деления города, указатели границ территорий внутригородских муниципальных образований в городе, указатели картографической информации, а также указатели маршрутов (схемы) движения и расписания городского пассажирского транспорта; 3) указатели местоположения органов муниципальной власти города и органов местного самоуправления, государственных предприятий и учреждений города, муниципальных предприятий и учреждений города; 4) указатели местоположения органов государственной власти Российской Федерации, федеральных государственных предприятий и учреждений; 5) вывески - информационные конструкции, размещаемые на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях (внешних ограждающих конструкциях) зданий, строений, сооружений, включая витрины, внешних поверхностях нестационарных торговых объектов в месте фактического нахождения или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя и т.д.

Все иные термины и определения применяются в значениях, установленных действующим законодательством и нормативно-правовыми актами муниципального образования «город Оренбург».


3. Оценка сложившейся ситуации и характеристика проблем, на решение которых направлена Концепция

Город Оренбург является многофункциональным центром, который исторически сформирован, прежде всего, как административный, торговый, транспортный и культурно-образовательный центр. В этой связи, развитие города Оренбурга как социально ориентированного, удобного для жизни города требует постоянного внимания Администрации города к вопросам размещения наружной, социальной рекламы и значимой городской информации на его территории.

Так, на основании решения Оренбургского городского Совета от 18.02.2011 № 114 утверждено Положение «О Департаменте градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга», который стал объединять полномочия (функции) Управления градостроительства и архитектуры, Управления землепользования и развития пригородного хозяйства и Управления по наружной рекламе и оформлению города (далее-Управление). Основной целью Управления, в сфере наружной рекламы, выступает оптимизация рекламно-информационного пространства города. В рамках поставленной цели, за последние годы Управлением активно проводится работа в области оптимизации и сокращения числа рекламных конструкций на территории города (в том числе незаконных рекламных конструкций), активно ведется работа по формированию благоприятной архитектурной среды и сохранению исторического облика города.

Так, в целях совершенствования деятельности в области предоставления муниципальных услуг по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории города, в 2012 году Постановлением администрации города Оренбурга от 17 октября 2012 года №2676-п утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку рекламной конструкции на территории города Оренбурга».

В целях формирования благоприятной архитектурной и информационной городской среды, сохранения исторического облика, облагораживания внешнего вида города, достижения гармонии в сочетании рекламных конструкций с архитектурой города разработан и утвержден Постановлением администрации города Оренбурга от 28 июня 2013 года №1495-п сборник типов и видов рекламных конструкций, допустимых к установке на территории МО «город Оренбург». Данный сборник определяет характеристики и требования к 11 основным типам и видам рекламных конструкций и рекламным конструкциям индивидуального проектирования.

С целью уровнять положение операторов рынка наружной рекламы в экономическом плане и стимулировать внедрение сложных современных технологий в наружной рекламе, Решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 №795, утверждены Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург». Новые правила определили актуальные требования к рекламным конструкциям, их установке, эксплуатации, а также закрепили на уровне муниципалитета методику расчёта платы к договорам на право установки и эксплуатации рекламных конструкций на имуществе муниципального образования «город Оренбург». В 2014 году Постановлением администрации города Оренбурга от 3 сентября 2014 года №2038-п «Об утверждении Порядка демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых с нарушением требований законодательства о рекламе на территории муниципального образования «город Оренбург».

В целях реализации норм ст. 19 ФЗ «О рекламе», упорядочения рекламных конструкций, активизации деятельности всех участников рекламного рынка, эффективного использования рекламно-информационного потенциала территории города Оренбурга и с учетом утвержденных в 2013 году 54 концепт-проектов размещения рекламных конструкций на значимых улицах и магистралях города, в 2014 году разработана единая схема размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является стратегическим документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций.

16.10.2014 года претерпело изменение Постановление администрации города Оренбурга от 29.12.2012 №3457-п «Об утверждении Положения о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» и Положения о комиссии по проведению торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург». Также, Управлением в 2014 году были организованы и проведены торги на право установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Оренбурга в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. По итогам проведённых торгов победителями в бюджет перечислено более 56 млн. рублей за право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (без учета дополнительных регулярных платежей в бюджет города). В настоящее время заключено 720 таких договоров сроком на 5 лет.

В ходе реализации своих полномочий за 2014 год Управлением рекламы выдано 822 разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, 68 отказов в выдаче разрешений, 251 разрешение аннулировано, согласно действующему законодательству. Выдано 314 предписаний о демонтаже более 1300 рекламных конструкций различного типа и вида. В целях понуждения рекламораспространителей к демонтажу незаконных рекламных конструкций управлением рекламы было направлено в адрес УМВД и прокуратуры 83 заявления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.37 КоАП РФ.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, жизни и здоровья горожан регулярно проводится освидетельствование магистральных щитов (формата 3×6 м), ликвидированы транспарант-перетяжки, ведется контроль над надлежащим техническим обслуживанием рекламных конструкций. Также проводятся мероприятия, направленные на обустройство освещения всех рекламных конструкций, так как это помогает улучшить световое оформление города в ночное время.

С целью повышения заинтересованности рекламораспространителей в качественном содержании рекламных конструкций, привлечения внимания широкой общественности к рекламе как важнейшему экономическому, политическому, социальному и культурному явлению, поиска прогрессивных идей и методов позиционирования города Оренбурга и внедрения их в практику наружной рекламы принято постановление администрации города Оренбурга от 11.07.2011 №4666-п «Об утверждении положения о конкурсе «Лучшее рекламное агентство года».

В целях реализации мероприятий рекламно-информационных кампаний социальной направленности разработана концепция развития социальной рекламы на территории г. Оренбурга, где обозначены проблемы в области социальной рекламы на современном этапе, намечены конкретные пути их решения, определены приоритетные направления развития, проведено разделение социальной рекламы на виды и основные носители.

В целях повышения скоординированности органов муниципальной исполнительской власти города и иных структур, принимающих участие в реализации проектов в сфере социальной рекламы Постановлением администрации города Оренбурга от 25.05.2015 №1242-п создан состав Экспертный совет по социальной рекламе, размещаемой на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее-Экспертный совет), утвержден состав Экспертного совета, а также утверждено Положение об Экспертном совете.

С учетом важности формирования привлекательности городской среды посредством праздничного и тематического оформления города Управлением разрабатываются и реализовываются ведомственные целевые программы праздничного и тематического оформления города, в рамках которых проводится регулярная работа по праздничному оформлению города к таким праздникам как Новый год, 9 мая, День города, проводится оформление городских территорий к проведению культурно-массовых мероприятий.

Таким образом, разработка и совершенствование нормативной правовой базы, правоприменительной практики и конкретных направлений работы Департамента создает благоприятные предпосылки для формирования рекламно-информационного пространства города.

Вместе с тем, в настоящее время, рекламно-информационное пространство города Оренбурга находится в начальной стадии своего развития и еще не в состоянии обеспечить необходимую степень интеграции рекламно-информационных ресурсов и рекламно-информационной инфраструктуры муниципального образования «город Оренбург».

Основными причинами сложившейся ситуации являются:

недостаточная нормативно-правовая база регулирования деятельности в сфере наружной рекламы, информации и оформления города, что приводит к недобросовестной конкуренции между участниками рынка;

недостаточная скоординированность органов муниципальной исполнительской власти города и иных ведомств и структур, принимающих участие в реализации различных проектов в сфере наружной и социальной рекламы, значимой городской информации;

низкая эффективность оперативного взаимодействия органов исполнительной власти в сфере регулирования рекламно-информационного пространства;

низкая эффективность системы централизованного контроля состояния рекламных и информационных конструкций, расположенных на территории города;

отсутствие на уровне муниципалитета эффективных механизмов разрешения спорных ситуаций;

значительное число незаконно установленных рекламных конструкций (высокая доля теневого рынка наружной рекламы);

отсутствие утвержденных архитектурно-художественных концепций внешнего облика улиц, магистралей и территорий города, что обусловливает стихийный характер реализации рекламно-информационных возможностей муниципального образования «город Оренбург»;

отсутствие нормативно-правого закрепления статуса информационных конструкций, порядка их размещения и содержания;

отсутствие системной работы по стимулированию владельцев средств наружной рекламы к внедрению современных технологий и материалов;

отсутствие специализированного городского информационно-аналитического ресурса в сети Интернет и электронной базы данных, необходимой для мониторинга состояния рынка наружной рекламы и информации в режиме онлайн;

отсутствие механизмов организационно-правового регулирования размещения рекламы на городском пассажирском транспорте общего пользования и стратегии развития рекламы в транспортной сфере;

отсутствие плановости и скоординированности между рекламно-информационными кампаниями социальной направленности, проводимыми в средствах массовой информации и на объектах наружной рекламы и информации на территории города;

низкая степень оперативности размещения социальной рекламы и социально значимой городской информации;

отсутствие автоматизированных, информационно-справочных городских систем учета и управления рекламно-информационным пространством.

Отсутствие понятных, адекватных текущим экономическим условиям, долгосрочных правил ведения бизнеса операторами рынка наружной рекламы.

4. Дальнейшие направления развития рекламно-информационного пространства муниципального образования «город Оренбург»

Одним из важнейших направлений формирования информационно-рекламного пространства муниципального образования «город Оренбург» является дальнейшая реализация Управлением мероприятий в сфере наружной рекламы, информации и оформления городских территорий, к приоритетным разделам которых можно отнести:

совершенствование комплекса мер, направленных на недопущение незаконного размещения объектов наружной рекламы и информации;

усиление контроля за техническим состоянием объектов наружной рекламы и информации;

применение в конструктивной части вновь устанавливаемых объектов наружной рекламы и информации новых технических и технологических решений, в том числе в сфере электронизации и максимального использования энергосберегающих технологий;

развитие инновационных и нестандартных технологий в области наружной рекламы;

активизация работ по выводу крупноформатных рекламных конструкций из центральной части города, а также ограничение размещения объектов наружной рекламы и информации на объектах культурного наследия и вблизи объектов культурного наследия;

разработка и реализация мероприятий по упорядочению размещения объектов наружной рекламы и информации на строительных сетках;

разработка и реализация мероприятий по упорядочению размещения информационных конструкций (вывесок) на территории города;

разработка и реализация мероприятий по упорядочиванию размещения рекламы на городском пассажирском транспорте общего пользования;

развитие системы наружного информационного обеспечения, ориентированной на жителей и гостей города;

формирование единства визуального восприятия информационно-рекламного пространства города Оренбурга;

разработка и реализация рекламных кампаний социальной направленности, осуществляющих, в том числе, информационно-рекламную поддержку региональных производственных предприятий, предприятий оренбургской промышленности;

развитие системы консультационно-информационной, методической поддержки по правовым и иным вопросам ведения рекламно-информационной деятельности на территории муниципального образования «город Оренбург» для органов исполнительной власти, представителей предприятий потребительского рынка и сферы услуг, собственников зданий;

развитие информационных систем и систем автоматизации управления отраслью.

формирование привлекательных условий ведения бизнеса для операторов рынка наружной рекламы в части адекватности взимаемых платежей и устанавливаемых сроков эксплуатации рекламных конструкций.

5. Цели и задачи разработки Концепции

Генеральной целью (миссией) настоящей Концепции является формирование и развитие общих принципов и подходов к регулированию рынка наружной рекламы, комплекса средств значимой городской информации и социальной рекламы, направленных на обеспечение устойчивого социально-экономического развития города Оренбурга и сохранение целостности его архитектурной среды с учетом законных прав и интересов всех заинтересованных групп. К таким группам относятся население города, органы муниципальной исполнительной власти, операторы рынка наружной рекламы и рекламодатели.

Тактическими целями Концепции являются:

создание механизмов для более эффективного, динамичного, целенаправленного развития рынка городской наружной рекламы и информации, тематического, праздничного и светового оформления города;

оптимизация и упорядочивание рекламно-информационного пространства города с учетом: норм по обеспечению безопасности дорожного движения, лучшей общероссийской практики, развития современных и высокотехнологичных форматов наружной рекламы;

формирование и сохранение целостного архитектурного облика территорий муниципального образования «город Оренбург» включая сохранение его исторического центра и комплексное рекламно-информационное благоустройство;

обеспечение потребностей муниципального образования «город Оренбург» в размещении социальной рекламы, в том числе интерактивными методами;

формирования единой информационной и нормативно-правовой базы, методов учета, контроля, мониторинга и регулирования рекламно-информационного пространства на территории муниципального образования «город Оренбург»;

формирование работоспособной и скоординированной системы управления рекламно-информационным пространством путем активизации деятельности всех его участников и развития социально партнерства в рекламно-информационной среде;

совершенствование механизмов увеличения доходной части бюджета муниципального образования «город Оренбург» путем проведения гибкой ценовой политики в сфере городской рекламы и информации;

развитие и упорядочивание рекламной деятельности в транспортной сфере.

К основным задачам, направленным на достижение целей Концепции, можно отнести следующие:

совершенствование пространственной организации рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» по типу размещения и объему площадей рекламных конструкций;

совершенствование правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург»;

совершенствование типоразмерного ряда рекламных конструкций, допустимых к установке на территории муниципального образования «город Оренбург»;

внесение изменений в предельные сроки, на которые могут заключаться договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на имуществе муниципального образования «город Оренбург»;

упорядочивание размещения и содержания информационных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург»,

совершенствование праздничного, тематического и светового оформления городских территорий;

разработку механизмов урегулирования «городских случаев»;

совершенствование разрешительной и контрольной деятельности за соответствием рекламных и информационных конструкций установленным требованиям;

упорядочивание размещения рекламы на городском пассажирском транспорте общего пользования;

упорядочение размещения рекламных и информационных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в частной собственности;

повышение эффективности реализации городских социальных программ муниципального образования «город Оренбург»;

формирование условий для развития инновационных и нестандартных технологий в области наружной рекламы;

увеличение стабильных поступлений в городской бюджет за счет арендной платы от размещения рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования и размещения рекламы на городском пассажирском транспорте общего пользования;

совершенствование мониторинга и регулирование перспективного развития рынка наружной рекламы и информации;

развитие городских систем автоматизации управления рекламно-информационной инфраструктурой.

6. Средства достижения поставленных задач

6.1. Совершенствование пространственной организации рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» по типу размещения и объему площадей рекламных конструкций

Совершенствование пространственной организации рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» по типу размещения и объему площадей рекламных конструкций позволит сформировать подходы и принципы гармоничного территориального размещения рекламных конструкций и исключить возможность установки рекламных конструкций, нарушающих целостность архитектурно-художественного облика города.

Совершенствование пространственной организации рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» должно осуществляться на основании следующих принципов (правил):

безопасности: проект рекламной конструкции, рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента, а до вступления в силу соответствующего технического регламента – установленным в Российской Федерации техническим требованиям к рекламным конструкциям и другим нормативным актам;

оптимальности количества и типоразмерного ряда рекламных конструкций на автомобильных трассах и территориях города;

зонирования территории города: размещение рекламных конструкций на основе планировочных особенностей территории города, функционального и градостроительного зонирования, с учетом внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города;

приоритетного использования современных видов рекламных конструкций, выполненных с применением новых технологий, в том числе технологий автоматической смены изображений;

обеспечения устойчивого роста бюджетных поступлений от размещения рекламных конструкций на имуществе муниципального образования «город Оренбург»: схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» в обязательном порядке должна включать в себя резервные места для переноса рекламных конструкций в случае наступления «городского случая».

Данная задача подразумевает:

совершенствование процесса инвентаризации средств наружной рекламы на территории города;

совершенствование территориального зонирования муниципального образования «город Оренбург» посредством разработки программ размещения и установки объектов наружной рекламы на территории города на период до 2020 года;

оптимизацию схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург», включающую: 1) сокращение рекламных конструкций на транспортных магистралях города, перенасыщенных в рекламном отношении, 2) перенос конструкций на малоосвоенные и перспективные в рекламном отношении территории города, 3) оптимизацию размещения крупногабаритных конструкций, 4) внедрение современных конструкций и применение передовых технологий;

установку новых рекламных конструкций – видеоэкранов на территории города и создание условий для формирования единой системы управления ими;

разработка и реализация программ размещения конструкций уличной мебели, совмещенных со средствами наружной рекламы;

разработка и реализация программ размещения нестандартных – временных рекламных конструкций в целях повышения эффективности рекламно-информационного обеспечения мероприятий общегородского масштаба.

Реализация поставленной задачи позволит: упорядочить и оптимизировать размещения рекламных конструкций на территории города; будет способствовать переносу крупноформатных рекламных конструкций из центральной части города в периферийные его районы; поспособствует замене устаревших рекламных конструкций на конструкции, выполненные с применением новых технологий (в том числе технологий автоматической смены изображений); позволит сформировать единый стиль оформления рекламных конструкций.

6.2. Совершенствование правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург»

Совершенствование правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» должно осуществляться на основании принципа постоянной актуализации - своевременного и оперативного внесения корректив с учетом изменений в законодательстве Российской Федерации, правоприменительной практики, как на уровне государства, так и на уровне местного самоуправления;

Задача совершенствования правил установки и эксплуатации рекламных конструкций включает в себя перечень мер, реализация которых позволит улучшить внешний вид рекламных конструкций в рекламно-информационном пространстве города Оренбурга, повысить безопасность их использования, ограничить возможность самовольной установки рекламных конструкций, путем:

A. Запрещения установки и эксплуатации рекламных конструкций не соответствующих утвержденной номенклатуре рекламных конструкций, допустимых к установке на территории муниципального образования «город Оренбург»;

B. Запрещения установки и эксплуатации рекламных конструкции на местах не соответствующих утверждённой схеме размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

C. Запрещения эксплуатации объектов наружной рекламы на территории города Оренбурга без маркировки рекламной конструкции (под информационным полем) с указанием владельца, номера его телефона и номера рекламного места.

D. Запрещения эксплуатации рекламных конструкций (за исключением отдельно стоящих конструкций с заглубленным основанием) рекламных пешеходных ограждений, ситибордов 2,7х3,7м., без внутреннего подсвета.

E. Запрещения размещения и эксплуатации рекламных конструкций на открытых фундаментах, если нормативными правовыми актами не предусмотрено иное.

F. Запрещения демонстрации изображения на электронных носителях без использования технологии статичного изображения (за исключением медиафасадов). При этом смена изображения на электронных носителях, в светлое время суток, должна производиться не чаще одного раза в 5 секунд, продолжительность смены изображения должна составлять более 2 секунд и производиться путем плавного снижения яркости до нулевого значения и последующего плавного повышения яркости. Смена изображения в темное время суток должна производиться не чаще одного раза в 5 секунд, продолжительность смены изображения должна составлять более 2 секунд и производиться путем плавного снижения яркости до нулевого значения и последующего плавного повышения яркости.

G. Запрещения демонстрации изображения на медиафасадах в темное время суток с использованием динамических эффектов. Смена изображения на медиафасадах в темное время суток должна производиться не чаще одного раза в 1 минуту, продолжительность смены изображения должна составлять более 10 секунд и производиться путем плавного снижения яркости до нулевого значения и последующего плавного повышения яркости.

H. Запрещения эксплуатации рекламных конструкций, предполагающих электронную технологию смены изображения, без наличия положительного заключения, по результатам экспертизы уполномоченного органа. При этом на электронных носителях не допускается использование белого фона при демонстрации изображений в темное время суток.

I. Запрещения размещения рекламных конструкций на наружных (уличных) поверхностях входов (выходов) подземных пешеходных переходов.

J. Запрещения использования строительных сеток и временных оград для размещения рекламы. Для всех территориальных зон рекомендуется установка строительных сеток, или любых иных временных оград, в том числе заборов, содержащих графическое изображение строящегося и/или реконструируемого фасада здания.

K. Запрещения, для рекламных конструкций площадью равной или более 18 м кв., применения выступающих дополнительных элементов с общей площадью более 5% от площади информационного поля рекламной конструкции. При этом порядок размещения дополнительных элементов устанавливается Управлением.

L. Запрещения установки и эксплуатации рекламных конструкций, или рекламных сообщений/изображений на знаке дорожного движения, его опоре, или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения.

M. Запрещения самовольной установки рекламных и информационных конструкций на территории, прилегающей к торговым центрам (комплексам), торгово-развлекательным комплексам, а также к гипермаркетам. Установка таких рекламных конструкций осуществляется только при наличии ее в утвержденной схеме размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург».

N. Запрещения размещения рекламных конструкций на объектах культурного наследия, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест, а также случаев размещения рекламных конструкций в соответствии с охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, допускающим размещение наружной рекламы на объекте культурного наследия с информацией исключительно о проведении на объектах культурного наследия, их территориях театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий или информации об указанных мероприятиях с упоминанием спонсора, при условии, что такому упоминанию отведено не более 10 процентов рекламной площади.

В результате реализации указанных мер на территории муниципального образования «город Оренбург» не останется рекламных и информационных конструкций, оказывающих негативное влияние на архитектурный облик городской территории, и создающих сложности для участников дорожного движения и уборочной техники.

6.3. Совершенствование типоразмерного ряда рекламных конструкций, допустимых к установке на территории муниципального образования «город Оренбург»

Совершенствование типоразмерного ряда рекламных конструкций, допустимых к установке на территории муниципального образования «город Оренбург» должно осуществляться на основании следующих правил:

оптимальности использования типов и видов рекламных конструкций на территории города: недопущения критического дефицита или переизбытка рекламных поверхностей того или иного типа;

постепенного наращивания художественно-архитектурного разнообразия современных и нестандартных (уникальных) типов и видов рекламных конструкций в процессе совершенствования архитектурного облика города;

своевременной актуализации: качественного развития типов и видов рекламных конструкций, предназначенных для распространения коммерческой, социальной рекламы и социально значимой городской информации;

антикризисных мер: сохранения и поддержание количество типов и видов рекламных конструкций с большой экономической привлекательностью в условиях кризисных явлений в экономике региона.

Главным направлением реализации поставленной задачи выступает – переработка сборника типов и видов рекламных конструкций, допустимых к установке на территории муниципального образования «город Оренбург» с учетом принципов (правил) и мер указанных п.7.1.-7.2. настоящей Концепции.

6.5. Упорядочивание размещения и содержания информационных конструкций (вывесок) на территории муниципального образования «город Оренбург»

Одним из приоритетных направлений формирования целостного архитектурного облика города Оренбурга является его комплексное рекламно-информационное благоустройство, важным элементом которого выступает размещение городской информации посредством информационных конструкций (вывесок, информационных стендов, указателей и т.д.), выполняющих функцию информирования населения.

Необходимость реализации поставленной задачи определяется выявленными проблемами в области размещения информационных конструкций (вывесок) городскими предприятиями сферы потребительского рынка товаров и услуг и в исторической части города Оренбурга:

при дизайне информационной конструкции (вывески) не учитываются особенности архитектуры фасада, на котором вывеска будет установлена;

большое количество городских информационных конструкций (вывесок) имеют слишком большой размер, вывески закрывают собой декоративные элементы фасада;

информационные конструкции (вывески) содержат рекламную информацию;

информационные конструкции (вывески) перечеркивают фасад здания или жилого дома в связи с большим их количеством, хаотичным расположением разноформатных указателей, табличек, вывесок одной над другой;

информационные конструкции (вывески) не обслуживаются, не осуществляется их регулярная чистка и поддержание в должном техническом состоянии (наличие порезов, разрывов, трещин, сколов).

В целях упорядочивания размещения информационных конструкций (вывесок) на территории города Оренбурга, формирования полноценной архитектурно-художественной городской среды необходимо:

разработать и утвердить правила размещения и содержания информационных конструкций (вывесок) на территории муниципального образования «город Оренбург», конкретизируя в них запреты, ограничения, вариативность размещения информационных конструкций, типы и виды информационных конструкций, а также предельные размеры;

разработать архитектурно-художественные концепций внешнего облика значимых улиц, магистралей и территорий муниципального образования «город Оренбург»;

разработать регламент предоставления услуги «Согласование дизайн-проекта размещения информационной конструкции (вывески)», устанавливающий состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений при наличии соответствующего запроса от заявителей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

определить и утвердить ограничения на размещение информационных конструкций на объектах культурного и исторического наследия на территории муниципального образования «город Оренбург»;

довести информацию о правилах размещения и содержания информационных конструкций (вывесок) на территории муниципального образования «город Оренбург» до представителей малого и среднего бизнеса, владельцев коммерческой недвижимости и иных заинтересованных лиц, посредством опубликования указанных правил в СМИ;

установить сроки действия адаптационного периода для приведения информационных конструкций (вывесок) в соответствие с новыми требованиями;

по истечению адаптационного периода провести выборочный контроль соответствия информационных конструкций (вывесок) утвержденным правилам размещения и содержания информационных конструкций (вывесок) на территории муниципального образования «город Оренбург».

Реализация данных мер позволит: урегулировать механизм контроля за информационными конструкциями (вывесками); сформировать архитектурно-художественные концепции значимых улиц и магистралей муниципального образования «город Оренбург»; не лишать возможности заказчика (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), самостоятельно установить конструкцию, без дополнительных разрешений и согласования с городскими инстанциями.

6.6. Совершенствование праздничного, тематического и светового оформления городских территорий

Реализация поставленной задачи направлена на повышение художественно-эстетического уровня праздничного, тематического и светового оформления территорий муниципального образования «город Оренбург» и должна осуществляться на основе принципов: стандартизации и унификации базовых элементов оформления городских территорий; единства типоразмерного ряда средств городского оформления; оптимальности использования средств и элементов оформления городских территорий; выравнивания уровней и качества праздничного и светового оформления центральных и общегородских территорий; снижения расходов на разработку, производство и эксплуатацию основных, наиболее массовых средств городского праздничного, тематического и светового оформления; стимулирования инноваций при проектировании комплексных систем городского праздничного оформления.

Перечень основных мероприятий в рамках данной задачи включает:

разработку концепции праздничного, тематического и светового оформления города до 2020 года, в целях создания условий для формирование общегородской адресной программы размещения и установки средств праздничного городского оформления;

разработку единого типоразмерного ряда средств и элементов городского оформления;

разработку сборника вариантов типовых проектных решений праздничного оформления городских территорий, отдельных зданий и сооружений при подготовке и проведении праздничных, массовых общественно-политических, культурно-зрелищных и спортивных мероприятий федерального и городского значения, на основе использования типовых элементов городского оформления;

актуализацию базовых нормативов и расчетов стоимости проектирования и изготовления средств тематического и праздничного городского оформления;

создание условий для обеспечения пользователей, прежде всего территориальных органов муниципальной власти необходимыми проектными, технико-экономическими данными и материалами по праздничному оформлению территорий;

создание условий для формирования единой, общегородской базы данных мест размещения основных средств городского оформления, в том числе крупных объемно-пространственных конструкций («новогодние ели», иллюминированные, светодинамические системы и устройства, и др.), единого перечня технических условий оборудования мест установки элементов оформления (наличие источников электропитания и свободных мощностей, и т.д.);

создание условий для разработки и внедрение современных технологий в проектировании комплексных систем городского праздничного оформления.

Реализация данных мер, позволит в долгосрочной перспективе достичь эффекта целостного и эстетически полноценного восприятия оформления городских территорий, повысить качественный уровень и расширить географию праздничного, тематического оформления города, простимулирует появление современных и оригинальных средств светового оформления и городского дизайна.

6.8. Совершенствование разрешительной и контрольной деятельности за соответствием рекламных и информационных конструкций установленным требованиям

Совершенствование разрешительной и контрольной деятельности за соответствием рекламных и информационных конструкций установленным требованиям требует усиления контроля за техническим состоянием рекламных и информационных конструкций, повышения ответственности владельцев рекламных и информационных конструкций и оптимизации механизма ведения претензионной работы за нарушение Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург». В этой связи необходимо в рамках разработки Плана реализации настоящей Концепции рассмотреть вопросы:

о совершенствовании системы паспортизации и ежегодного контроля за техническим состоянием рекламных конструкций;

о включении в договор на право установки и эксплуатации рекламной конструкции требования о возмещении ущерба, который может быть нанесен рекламной конструкции и рекламной конструкцией третьим лицами.

Основными принципами разрешительной и контрольной деятельности за соответствием рекламных и информационных конструкций установленным требованиям являются:

снижение административных барьеров для рекламораспространителей, а также иных субъектов малого и среднего бизнеса муниципального образования «город Оренбург»;

оптимизация административных процедур (регламентов): сокращение времени процедур получения разрешений и согласований, путем оптимизации документооборота, сокращения числа пересылаемых документов;

активное использование современных информационных технологий;

сокращение сроков реагирования на нарушения требований установки (размещения) и/или эксплуатации (содержания) рекламных и информационных конструкций.

Объектами контрольной деятельности выступают как рекламные, так и информационные конструкции, размещенные на территории муниципального образования «город Оренбург» в части законности их установки (размещения) и соответствия требованиям (правилам) эксплуатации (содержания). Субъектами контрольной работы являются Управление и МБУ «Реклама-Оренбург». Порядок контрольной деятельности определяется соответствующими нормативно-локальными актами и утвержденными регламентами Управления и МБУ «Реклама-Оренбург».

6.9. Упорядочивание размещения рекламы на городском пассажирском транспорте общего пользования.

В настоящее время реклама на городском пассажирском транспорте (транзитная реклама) представляет собой перспективный канал доставки рекламной информации с преимущественно низкой избирательностью, воздействующий на различные типы массовой аудитории. Данный вид рекламы характеризуется широким охватом, мобильностью, относительно высоким уровнем воздействия. Рекламные материалы размещаются как внутри, так и снаружи транспортных средств, а также на специальных стационарных или временных конструкциях, расположенных на объектах транспортной инфраструктуры и прилегающих к ним территориях.

Более того, сегодня одним из важных резервов транзитной рекламы является переход к активному использованию аудиальной рекламы в салонах городского пассажирского транспорта общего пользования. Использование таковой в долгосрочном периоде может дать значительный прирост совокупных рекламных оборотов, поскольку для размещения этого вида рекламы, в отличие от наружной (бортовой), можно использовать весь наличный парк наземных средств общественного транспорта муниципалитета.

Все это позволяет утверждать, что реклама на городском пассажирском транспорте (транзитная реклама) муниципального образования «город Оренбург» является как перспективным сегментом рынка наружной рекламы и значимой городской информации, так и перспективным источником пополнения доходной части бюджета муниципального образования.

Необходимость разработки механизмов упорядочивания рекламы на городском пассажирском транспорте определяется следующими тенденциями на уровне муниципального образования «город Оренбург»:

– практически отсутствует методическое и нормативно-правовое обеспечение, адаптированное к отраслевой специфике и позволяющее более объективно формализовать как договорные отношения с рекламодателями, так и основные правила размещения рекламы на городском пассажирском транспорте;

– отсутствует практика ведения торгов (аукциона или конкурса) на право заключения договора на размещение рекламы на городском пассажирском транспорте общего пользования;

– отсутствует утвержденный порядок расчета размера платы за установку и эксплуатацию рекламы на городском пассажирском транспорте, что сопряжено с недополучением в городской бюджет доходов от данного вида рекламы;

– зачастую наружная реклама, размещенная на транспортных средствах общего пользования, создает угрозу безопасности движения, в том числе ограничивает обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения;

– часто реклама на городском пассажирском транспорте нарушает общую стилистику городской среды ввиду отсутствия единой концепции его художественного оформления.

Таким образом, минимальный комплекс мер по реализации поставленной задачи в рамках Концепции должен включать:

определение механизмов организационно-правового регулирования и контроля рекламы на городском пассажирском транспорте общего пользования на уровне муниципалитета;

разработку и утверждение распорядительного документа – Правил размещения рекламы и информации на городском пассажирском транспорте общего пользования;

разработку Положения о проведении торгов (аукциона или конкурса) на право заключения договора на размещение рекламы на городском пассажирском транспорте общего пользования;

разработку регламента размещения рекламы на объектах транспортной инфраструктуры и прилегающих к ним территориях;

определение и утверждение порядка расчета размера платы, размещения наружной рекламы на городском пассажирском транспорте, установление базовых ставок и определение коэффициентов категории маршрута транспортного средства;

разработку предложений о пополнении доходной части городского бюджета за счет арендной платы от размещения рекламы на городском пассажирском транспорте общего пользования.

Реализация данных мер позволит существенно улучшить внешний вид транспортных средств в общей эстетике городской среды, увеличить поступления в муниципальный бюджет, определить тенденции и стратегию развития рекламы в транспортной сфере на долгосрочную перспективу.

6.10. Упорядочение размещения рекламных и информационных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в частной собственности

На сегодняшний день значительная часть рекламных конструкций, несоответствующих требованиям нормативных актов об установке и эксплуатации рекламных конструкций, размещена на объектах недвижимости, находящихся в частной собственности.

Зачастую собственники объектов недвижимого имущества пренебрегают Правилами установки и эксплуатации рекламных конструкций, тем самым оказывая негативное влияние на целостность городской архитектурной среды и городской бюджет.

Таким образом, в рамках поставленной задачи необходимо:

внести изменения в Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» в части распространения данных правил на все типы и форматы рекламных конструкций, вне зависимости от формы собственности и порядка пользования объектом недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция;

на этапе разработки Правил размещения и содержания информационных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург», также предусмотреть распространение данных правил на все типы и форматы информационных конструкций, вне зависимости от формы собственности и порядка пользования объектом недвижимого имущества, на котором размещена информационная конструкция.

6.11. Повышение эффективности реализации городских социальных программ муниципального образования «город Оренбург»

Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ определяет социальную рекламу как информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. В связи с этим, вопросы эффективности реализации социальной рекламы как главного инструмента в сфере информирования жителей города Оренбурга о деятельности органов государственной, муниципальной исполнительной власти города являются крайне важными в процессе формирования и развития рекламно-информационного пространства.

При этом существующая система размещения социальной рекламы на уровне муниципального образования «город Оренбург» находится в стадии развития и еще не в состоянии в должной степени обеспечить необходимую информированность жителей города о деятельности как органов муниципальной исполнительной власти, так и реализуемых на территории муниципального образования «город Оренбург» социальных программах, событиях общественно-политической, экономической, культурной и спортивной жизни.

Основными ограничениями повышения эффективности и результативности социальной рекламы на уровне муниципалитета являются:

отсутствие необходимой степени координации работы между отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации города Оренбурга, органами муниципальной исполнительной власти и иными структурами, принимающими участие в реализации различных проектов по информированию населения и иных социально значимых программах и мероприятиях;

отсутствие плановости и скоординированности между рекламно-информационными кампаниями социальной направленности, проводимыми в средствах массовой информации и на объектах наружной рекламы и информации муниципального образования «город Оренбург»;

низкая степень оперативности размещения социальной рекламы, социально значимой городской информации и использование ограниченного типа рекламных носителей при ее размещении;

низкий уровень проведения регулярных социологических исследований, направленных на определение степени эффективности проведения рекламно-информационных кампаний социальной направленности, а также отсутствие научно обоснованных критериев оценки эффективности социальной рекламы;

оплата размещения социальной рекламы проводится за счет средств рекламораспространителей, получивших разрешение на установку рекламных конструкций на территории города Оренбурга.

Учитывая крайнюю актуальность повышения эффективности реализации городских социальных программ на городском уровне, представляется целесообразным

– активизировать работу Экспертного совета по социальной рекламе, размещаемой на территории муниципального образования «город Оренбург»;

– создать условия для проведения регулярных социологических и маркетинговых исследований об уровне информированности населения о социальных проектах Администрации города Оренбурга, деятельности органов исполнительной и законодательной власти по информационно-рекламной поддержке, по восприятию общественным мнением городской рекламно-визуальной среды, выявлению уровня запоминаемости и степени воздействия (эффективности) социальной рекламы и социально значимой городской рекламы на жителей города;

– создать условия для формирования механизмов сотрудничества отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Оренбурга, органов муниципальной исполнительной власти и иных структур на основе согласованных действий и утвержденных программ по планированию информационно-рекламной деятельности;

– создать условия для формирования механизма определения квот размещения социальной рекламы и социально значимой городской рекламы, в разрезе комплексов городского управления и отдельных органов исполнительной власти, реализующих наиболее значимые социальные программы;

– создать условия для проведения работ по доведению социальной рекламы и социально значимой городской рекламы до населения города через существующую систему специализированных носителей, устанавливаемых по месту жительства, в местах отдыха и массовых мероприятий, а также на общественном городском транспорте.

– расширить спектр каналов подачи социальной рекламы и социально значимой городской рекламы в рекламных блоках средств массовой информации, включая печатную прессу, телеканалы и Интернет-издания.

С целью повышения эффективности реализации городских социальных программ муниципального образования «город Оренбург», а также учитывая необходимость активизации сотрудничества органов муниципальной исполнительной власти и рекламораспространителей, в части каналов размещения и подачи социальной рекламы и социально значимой городской рекламы необходимо:

– заключать договора на распространение социальной рекламы с рекламораспространителем в пределах 5% (пяти процентов) годового объема распространяемой им рекламы, в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации;

– за размещение социальной рекламы, а также за размещение информационных полях рекламной конструкции праздничного оформления и рекламы, представляющей особую общественную значимость для муниципального образования «город Оренбург», плата за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на срок размещения социальной рекламы может исключаться из оплачиваемого периода рекламраспространителей, а в случае размещения вышеуказанной информации в оплаченной период последний должен продлеваться на срок ее размещения.

Реализация указанных мер позволит усилить степень координации работы между отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации города Оренбурга, органами муниципальной исполнительной власти и иными структурами, упорядочить размещения социальной рекламы на территории города путем создания комплексного подхода в вопросах информирования населения о социально-значимых программах, а также приведет к увеличению доли информированности жителей города о социальных программах и социально-значимой информации к 2020 году на 10%-15%.

6.12. Формирование условий для развития инновационных и нестандартных технологий в области наружной рекламы

Одним из приоритетных направлений развития рекламно-информационного пространства муниципального образования «город Оренбург» следует считать развитие инновационных и нестандартных технологий в области наружной рекламы.

В этой связи, в рамках реализации Концепции необходимо создать условия для установки высокотехнологичных рекламных конструкций с использованием в том числе, медиа-фасадов, светодиодных установок, светового/лазерного оборудования и иных технологий, способствующих повышению социально-экономической привлекательности как центральных, так и удаленных (периферийных) районов города Оренбурга.

Для осуществления данной задачи требуется реализация городских инвестиционных проектов; разработка муниципальных программ размещения высокотехнологичных и нестандартных рекламных конструкций и проведение процедуры торгов по ним.

6.13. Увеличение стабильных поступлений в городской бюджет за счет арендной платы от размещения рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования и размещения рекламы на городском пассажирском транспорте общего пользования.

Определение ставок и стартовой стоимости окончательного права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на имуществе муниципального образования «город Оренбург», определение ставок размещения наружной рекламы на городском пассажирском транспорте общего пользования должно осуществляться на основании принципов: обеспечения устойчивого роста бюджетных поступлений за счет проведения гибкой ценовой политики в части регулирования базовой ставки и коэффициентов размера оплаты за право размещения средств наружной рекламы на территории города и городском пассажирском транспорте общего пользования; стимулирования инвестиций рекламраспространителей (операторов) в приоритетные для городской среды типы и виды наружной рекламы; учета экономической ситуации (применения понижающих коэффициентов в условиях спада и повышающих в условиях роста).

При расчете величины ставок по каждой рекламной конструкции должна использоваться базовая ставка аренды, площадь, период установки и эксплуатации рекламной конструкции, а также корректирующие коэффициенты, учитывающие:

– территориальные зоны муниципального образования «город Оренбург»;

– тип и формат рекламной конструкции (с точки зрения их приоритета для обеспечения художественно-архитектурного разнообразия);

– технологические особенности эксплуатации рекламной конструкции;

– экономические показатели рынка наружной рекламы МО «город Оренбург».

При расчете величины ставок по размещению рекламы на городском пассажирском транспорте необходимо использовать следующие параметры: базовую ставку аренды, площадь, период установки и эксплуатации рекламы, а также корректирующий коэффициент, учитывающий категорию маршрута транспортного средства. При этом при расчете итоговой платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламной конструкции необходимо учитывать верхний предел платы (цены) за установку и эксплуатацию рекламной конструкции, который должен лимитироваться сопоставимым ростом цен на другие виды рекламы (в частности, на телевизионную рекламу).

Также, при установлении окончательной платы по договору за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на уровне муниципалитета рекомендовано пользоваться поправочными коэффициентами, такими как: КЗ – коэффициент загрузки (понижающий коэффициент, учитывающий периоды, в течение которых на рекламной конструкции не размещается рекламная информация); КР – коэффициент рентабельности (понижающий коэффициент, учитывающий размер прибыли собственника рекламной конструкции).

Управление ежегодно разрабатывает рекомендации в части установления арендных ставок и стартовых стоимостей окончательного права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, установления арендных ставок на размещение рекламы на городском пассажирском транспорте общего пользования и утверждает их в установленном порядке.

Оптимальный порядок установления ставок предполагает обеспечение бюджетных поступлений при недопущении критического уровня бюджетной нагрузки рекламораспространителей (операторов), провоцирующего снижение качества обслуживания, сокращения инвестиций и оттока основного капитала.

Рекомендации Управления по установлению арендных ставок должны включать в себя экономическое обоснование, прогноз бюджетных поступлений и динамики муниципального рынка наружной и транзитной рекламы с учетом данных мониторинга рынка наружной рекламы и рынка транзитной рекламы.

6.14. Совершенствование мониторинга и регулирование перспективного развития рынка наружной рекламы и информации

Основными правилами осуществления мониторинга и регулирования перспективного развития рекламно-информационного пространства муниципального образования «город Оренбург» выступают:

– объективность (использование актуальных измеримых показателей, достоверно характеризующих развитие рекламно-информационного пространства города);

– регулярность и непрерывность (осуществление мониторинга на постоянной основе не реже одного раза в год);

– учет мнений всех заинтересованных групп (в том числе населения и рекламодателей);

– целенаправленность (определение и коррекция целевых ориентиров развития рекламно-информационного пространства г. Оренбурга).

С целью реализации поставленной задачи необходимо:

– определить перечень показателей для мониторинга рекламно-информационного пространства г. Оренбурга;

– разработать порядок осуществления мониторинга;

– сформировать Совет по развитию рекламно-информационного пространства муниципального образования «город Оренбург» и определить порядок его работы, состав которого должен формироваться из представителей Управления, Департамента градостроительства и земельных отношений, представителей общественности, операторов и рекламодателей.

Реализация указанных мер, обеспечит решение задачи в области мониторинга и перспективного регулирования городского рынка наружной рекламы и информации, посредством организации систематического наблюдения, получения достоверной и объективной информации о развитии рекламно-информационного пространства, в том числе об отклонениях от намеченного хода реализации Концепции. Позволит создать условия для разработки прогнозов развития ситуации и подготовки рекомендаций органам местного самоуправления, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций.

6.15. Развитие городских систем автоматизации управления рекламно-информационной инфраструктурой

Одним из важных направлений развития рекламно-информационного пространства на территории муниципального образования «город Оренбург» следует считать развитие городской системы автоматизации управления рекламно-информационной инфраструктурой. В этой связи, в рамках реализации Концепции, необходимо создать специализированный городской информационно-аналитический ресурс в сети Интернет и электронную базу данных городских рекламных и информационных конструкций (вывесок), необходимую для реализации задачи указанной в п.7.14. Концепции в режиме онлайн, а также создать условия для:

разработки единой автоматизированной системы управления городской отраслью наружной рекламы и информации;

разработки автоматизированной системы оформления разрешительной документации на размещение средств наружной рекламы в городской среде;

разработки автоматизированной информационно-справочной системы учета и управления рекламно-информационной инфраструктурой города, в том числе создание единой сети межведомственного обмена информационным материалом;

разработки интегрированной системы учета и архивирования эскизов и проектов, как в части наружной рекламы, так и в части праздничного, тематического и светового оформления города;

внедрения в процесс управления отраслью современных специализированных систем коммуникации, документооборота, автоматизации управления и планирования, создание эффективных инструментов взаимодействия Управления, других отраслевых (функциональных) и территориальных органов муниципальной власти и фирм-рекламораспространителей.

Для осуществления данной задачи требуется реализация городских инвестиционных проектов и разработка муниципальных программ в области развития рынка наружной рекламы, информации и оформления города.

7. Сроки и этапы реализации Концепции

Реализация Концепции будет включать в себя три основных этапа:

– I этап (2016-2017 годы) – создание работоспособной и скоординированной системы управления рекламно-информационным пространством города Оренбурга, посредством совершенствования законотворческого и нормативно-правового обеспечения рекламно-информационной деятельности на всех уровнях муниципальной исполнительной власти;

– II этап (2017-2018 годы) – оптимизация использования рекламно-информационного пространства города Оренбурга с учетом региональных рекомендаций и современных технологий оформления городского пассажирского транспорта общего пользования, центральных и общегородских территорий.

– III этап (2019-2020 годы) – окончательное формирование рекламно-информационной инфраструктуры города Оренбурга, завершение создания единого комплекса средств наружной рекламы, городской информации и социальной рекламы, включая систему управления комплексом на основе использования современных информационных технологий.

8. Ресурсное обеспечение Концепции

8.1. Средства бюджета муниципального образования «город Оренбург», выделяемые Управлению по наружной рекламе и оформлению города Администрации города Оренбурга на реализацию полномочий Управления

8.2. Средства бюджета муниципального образования «город Оренбург», выделенные отраслевым (функциональным) и территориальным органам, а также органам исполнительной власти города Оренбурга на реализацию планов: рекламно-информационных кампаний социальной направленности по соответствующим статьям расходов; праздничного, тематического и светового оформления города по соответствующим статьям расходов.

8.3. Внебюджетные средства: средства привлеченных инвесторов; средства полученные на основе конкурсов и аукционов проводимых Управлением.

9. Механизм реализации Концепции

Механизм реализации Концепции базируется на соблюдении основных принципов (правил) установленных в рамках Концепции, мероприятий в области нормативного правового, организационно-управленческого и инвестиционного развития наружной рекламы на территории муниципального образования «город Оренбург», а также мероприятий, предусмотренными действующими муниципальными программами.

С учетом поставленных целей и определенных приоритетов развития рекламно-информационного пространства муниципального образования «город Оренбург» механизм включает:

– интегральный, программный, системный и ситуационный подходы к осуществлению мероприятий определенных Концепцией;

– последовательность реализации мероприятий Концепции, организационно-управленческое и информационно-методическое обеспечение внедрения достигнутых результатов;

– координацию Концепции с действующими нормативно-правовыми актами муниципального образования, законодательством Российской Федерации, разработанными и реализуемыми муниципальными программами;

– усиление координации информационной работы органов муниципальной исполнительной власти в вертикальном (город-округ-район) и горизонтальном (межведомственном) разрезе.

Возможность практической и последовательной реализации Концепции напрямую связана с организационно-управленческими изменениями текущей системы централизованного управления рынком наружной рекламы и информации города, которые обусловлены, как сложностью и нерешенностью проблем, уточненных в рамках настоящей Концепции, так и проблем обозначенных и поставленных перед Управлением по наружной рекламе и оформлению города Администрации города Оренбурга.

Сущность механизма реализации организационно-управленческих изменений проявляется в четырех основных аспектах:

– обеспечения открытого администрирования бюджетных доходов по линии Управления;

– сложностью и масштабами текущей (оперативной) деятельности Управления, необходимостью более тщательного разграничения зон межведомственной ответственности и упорядочение взаимосвязей между подразделениями Управления и МБУ «Реклама-Оренбург»;

– более тщательной научной, нормативно-правовой обоснованности решений в рамках реализации Концепции, необходимостью повышения квалификации специалистов Управления и развития межрегионального сотрудничества (обмен опытом) в области наружной рекламы, информации и городского оформления;

– необходимости текущего (ежеквартального) контроля, ежегодной и итоговой оценки эффективности реализации Концепции, внесением корректировок в зависимости от полученного эффекта;

С целью четкой централизации функций в области развития рекламно-информационного пространства, а также придания Управлению особых полномочий в области централизации функций по развитию рекламно-информационного пространства на территории муниципального образования «город Оренбург», представляется целесообразным:

1) Выведение Управления из состава Департамента градостроительства и земельных отношений города (ДГиЗО) в самостоятельный функциональный орган муниципальной власти, подчиняющийся непосредственно главе города Оренбурга.

2) Изменение ведомственной подчиненности МБУ «Реклама-Оренбург» – с подчиненности ДГиЗО на подчиненность Управлению.

3) Актуализацию Положения об Управлении в связи с предлагаемой реструктуризацией.

Механизм реализация мероприятий Концепции на уровне Управления включает:

– внесений изменений и дополнений в нормативно-правовую базу муниципального образования «город Оренбург» регулирующую сферу наружной рекламы и городской информации;

– проведения общей инвентаризации законных и незаконных рекламных и информационных конструкций на территории МО «город Оренбург»;

– разработку, утверждение и исполнение плана мероприятий по реализации Концепции до 2020 года;

– инициацию и координацию разработки муниципальных программ в сфере развитие наружной рекламы, информации и оформления муниципального образования «город Оренбург» на соответствующие годы;

– инициацию и координацию разработки городских инвестиционных проектов в области наружной рекламы и информации;

– поэтапное освобождение исторических территорий муниципального образования «город Оренбург» от наружной рекламы, согласно утвержденному перечню;

– инициацию и координацию разработки архитектурно-художественных концепций внешнего облика улиц, магистралей и территорий муниципального образования «город Оренбург» (в части размещения объектов наружной рекламы и информационных конструкций для типовых зданий и с учетом их морфотипов);

– обеспечение контроля за размещением информационных конструкций и объектов рекламно-информационного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения, эксплуатируемых на фасадах зданий и сооружений на территории муниципального образования «город Оренбург»;

– инициацию разработки планов мероприятий по повышению эффективности рекламно-информационной поддержки предприятий оренбургской промышленности, а также оренбургских предприятий малого и среднего бизнеса;

– участие в разработке автоматизированной системы управления отраслью наружной рекламы, городской информации и социальной рекламы на территории города;

– участие в разработке специализированного городского информационно-аналитического ресурса в сети Интернет и создания электронной базы данных, необходимой для мониторинга состояния рынка наружной рекламы и информации в режиме онлайн;

– проведение регулярной работы в области оптимизации схемы размещения рекламных конструкций в различных территориях города, своевременной актуализации правил пространственной организации типоразмерного ряда рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург»;

– инициацию и координацию рекламно-информационных кампаний социальной направленности по особо значимым городским мероприятиям на объектах городской наружной рекламы;

– инициацию и координацию разработки распорядительных документов Администрации города Оренбурга о правилах размещения рекламы на муниципальном транспорте; о порядке расчета размера платы, взимаемой по договору на городском пассажирском транспорте; разрабатывает предложения о пополнении доходной части городского бюджета за счет арендной платы от размещения рекламы на городском пассажирском транспорте;

– разработку предложений в области повышения эффективности использования рекламного пространства на объектах городской инженерной инфраструктуры; разрабатывает механизм направления средств, поступающих от указанной деятельности, на модернизацию, ремонт и содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства;

– разработку предложений по тематике, объемам и срокам размещения социальной рекламы по программам, реализуемым органами исполнительной власти города Оренбурга;

– разработку распорядительных документов в области размещения рекламы на строительных сетках-ограждениях, при проведении ремонтных работ по реконструкции зданий;

– разработку концепций праздничного и рекламно-информационного оформления административных округов муниципального образования «город Оренбург» к городским и окружным мероприятиям и технические задания на проведение окружных конкурсов к ним;

– разработку методики расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» с учетом анализа изменений потребительских цен, колебаний спроса и предложения на рекламно-информационном рынке;

– разработку механизма увеличения доходной части бюджета муниципального образования путем проведения гибкой ценовой политики в сфере городской рекламы и информации;

– осуществление комплексного обследования (мониторинга) рынка наружной рекламы и городской информации на территории муниципального образования «город Оренбург» на постоянной основе;

– инициацию и координацию работ коллегиальных органов, экспертных советов, межведомственных комиссий и иных рабочих групп по вопросам регулирования и развития рекламно-информационного пространства города;

– разработку и издание методических, информационных пособий, иных изданий в области наружной рекламы и городской информации, в целях оказания консультационно-информационной, методической поддержки по правовым и иным вопросам ведения рекламно-информационной деятельности на территории муниципального образования «город Оренбург» для органов исполнительной власти, представителей предприятий потребительского рынка и сферы услуг, собственников зданий;

– проведение регулярных рабочих встреч (тематических семинаров, круглых столов) с представителями сетевых предприятий потребительского рынка и сферы услуг, собственников зданий, с целью обсуждения возникающих у заинтересованных юридических и физических лиц вопросов в области рекламно-информационной и оформительской деятельности.

Координация Концепции с действующими нормативно-правовыми актами муниципального образования, законодательством Российской Федерации, реализуемыми муниципальными программами предполагает проведение ревизии нормативно-правовой базы регулирования рекламно-информационного пространства г. Оренбурга и определения перечня действий по ее совершенствованию (в части переработки существующих и разработки недостающих документов).

Усиление координации информационной работы органов муниципальной исполнительной власти в вертикальном (город-округ-район) и горизонтальном (межведомственном) разрезе в рамках Концепции основано на проведении ревизии полномочий и регламентов взаимодействия органов исполнительной власти по вопросам развития рекламно-информационного пространства города Оренбурга с определением соответствующего перечня необходимых изменений.

Общее руководство, координацию хода реализации Концепции, мониторинг оценки результативности Концепции в течении всего периода ее реализации осуществляет координатор реализации Концепции – Управление по наружной рекламе и оформлению города администрации города Оренбурга (далее – Управление). Контроль, за ходом координации реализации Концепции осуществляет первый заместитель главы Администрации города Оренбурга.

Промежуточные итоги реализации Концепции отражаются в ежегодных отчетах, представляемых в установленном порядке первому заместителю главы Администрации города Оренбурга. Конечные результаты за весь период реализации Концепции отражаются в итоговом отчете и докладе первому заместителю главы Администрации города Оренбурга.

10. Ожидаемые результаты от реализации Концепции

Реализация Концепции позволит преобразовать неструктурированное рекламно-информационное пространство города, включая разрозненный рынок наружной рекламы и городской информации в современную высокоэффективную и рентабельную отрасль экономики города Оренбурга.

Это будет способствовать:

– формированию высокоэффективного рынка наружной рекламы и городской информации на территории муниципального образования «город Оренбург»;

– созданию работоспособной структуры управления и контроля за развитием рынка наружной рекламы и городской информации;

– обеспечению эффективного взаимодействия органов исполнительной власти муниципального образования «город Оренбург» в развитии информационно-рекламного пространства;

– оптимизации размещения средств наружной рекламы на всей территории муниципального образования «город Оренбург» и установка новых высокотехнологичных средств наружной рекламы и городской информации;

– улучшению архитектурного облика центральных и районных территорий муниципального образования «город Оренбург»;

– устранению имеющихся в сфере наружной рекламы и городской информации противоречий и нарушений законодательства Российской Федерации;

– повышению уровня безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «город Оренбург»;

– повышению степени общественно-политической консолидации власти и общества на территории муниципального образования «город Оренбург»;

– росту информированности населения о социально значимых проектах и программах Администрации город Оренбурга и органов исполнительской власти муниципального образования «город Оренбург», укреплению доверия жителей города Оренбурга к информационной политике органов местного самоуправления;

– увеличение объемов поступлений в бюджет муниципального образования «город Оренбург», полученных от установки и эксплуатации рекламно-информационных конструкций на территории муниципального образования, а также от размещения рекламы на городском пассажирском транспорте.

При реализации Концепции будут достигнуты следующие социально-экономические результаты:

– повышение комфортности и привлекательности городской среды на территории муниципального образования «город Оренбург» и приведение наружной рекламы к общероссийским стандартам;

– сокращение площади информационных полей рекламных конструкций в центральной и исторической части муниципального образования «город Оренбург»;

– вывод рекламных конструкций крупного и особо крупного форматов из центральной части города;

– повышение комфорта участников дорожного движения и уборочной техники;

– вывод излишнего количества рекламных конструкций, расположенных в местах пересечения улиц и дорог;

– усиление контроля над техническим состоянием рекламных и информационных конструкций и размещением рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в частной собственности;

– повышение эффективности ведения претензионной работы за нарушение Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург»;

– сокращение до минимальных значений количества самовольно установленных рекламных и рекламно-информационных конструкций и расходов бюджета на их демонтаж;

– повышение эффективности реализации городских социальных программ;

– упорядочение размещения рекламы и городской информации на объектах недвижимости, находящихся в частной собственности и городском пассажирском транспорте;

– создание благоприятных условий для развития инновационных технологий в области наружной рекламы на территории муниципального образования «город Оренбург».

Экономический эффект от реализации Концепции в период 2016-2020 гг. будет получен за счет:

– совершенствования механизмов увеличения доходной части бюджета муниципального образования «город Оренбург» от рекламно-информационной деятельности;

– изменения практики проведения торгов (аукционов) на право размещения средств наружной рекламы на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования и на городском пассажирском транспорте, проведения более гибкой ценовой политики, учитывающей изменение колебаний спроса и предложения на рекламно-информационном рынке;

– оптимального освоения городского рекламно-информационного пространства и контроля за использованием этого ресурса.

Постоянный мониторинг и анализ происходящих изменений, определение нарастающих тенденций и прогнозируемого развития ситуаций обеспечит отрасль инструментами для создания благоприятных условий не только динамичного развития, но и действенного контроля, за происходящими изменениями, выявления новых источников пополнения доходной части бюджета муниципального образования «город Оренбург».