Сегодня 22 января 2022
Погода в Оренбурге:
Вопрос эксперту
Иванова Елена Викторовна
Заместитель Главы города Оренбурга по социальным вопросам
Задать вопрос


Система Orphus

 

   

Обзор законодательства по состоянию на февраль 2019 года


С 01.01.2019 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2018 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому:

порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей (дети-сироты), а также сроки включения в список будет устанавливаться Правительством Российской Федерации, а не законом субъекта Российской Федерации;

на органы опеки и попечительства возложен контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимать меры по включению этих детей в список;

дети-сироты должны исключаться из списка в случаях:

предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

утраты ими оснований, предусмотренных статьей 8 вышеуказанного Федерального закона, для предоставления благоустроенных жилых помещений  специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в
субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации; ­

прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Также договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. Порядок выявления данных обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Одновременно установлен предел по предоставлению квартир детям-сиротам в одном многоквартирном жилом доме: общее количество жилых помещений в виде квартир, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме.

Контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Изменения коснулись и норм Жилищного кодекса Российской Федерации:

Статья 72 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена нормой, согласно которой в случае необходимости принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма несовершеннолетним (несовершеннолетними) и гражданами, лишенными в отношении этих несовершеннолетних родительских прав, иными совместно проживающими с несовершеннолетним (несовершеннолетними) лицами, соответствующее требование в суд вправе предъявить законные представители несовершеннолетних, орган опеки и попечительства либо прокурор, если совместное проживание этих граждан с такими несовершеннолетними нарушает права и законные интересы несовершеннолетних.

Определены случаи расторжения договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот в судебном порядке по требованию наймодателя:

при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения,

разрушения или систематического повреждения жилого помещения нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи;



систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

использования жилого помещения не по назначению (часть 4 статьи 101 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При расторжении с детьми-сиротами договора найма специализированного жилого помещения по указанным выше основаниям они и проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие (часть 5 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, с 01.01.2019 заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений (запроса предложений в электронной форме) при осуществлении закупок жилых помещений для детей-сирот у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений (пункт 11 части 2 статьи 83 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).